Тема урока: «Контрольная работа по теме «Лексика».
Цели урока:
- проверить усвоение теоретического и практического материала по изученной теме;
- выявить пробелы с целью предупреждения ошибок;
- формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
Задачи:
образовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках при изучении темы: «Лексика»;
- обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
воспитательные:
- способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;
- воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие:
- развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;
- формировать навыки самоконтроля.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.
Форма урока: контрольная работа.
Оборудование: карточки с текстом контрольной работы, сигнальные карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы урока:
Контрольная работа по изученной теме «Лексика».
III. Сообщение цели проверки и способа ее проведения.
IV. Работа по новой теме:
1.Устная проверка знаний учащихся (фронтальная).
Цель: определить уровень знаний отдельных учащихся по изученному материалу и составить представление об усвоении учебного материала всем классом.
- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Чем отличаются многозначные слова от однозначных слов?
- Какие слова называются диалектизмами, какие - профессионализмами?
- Какие слова являются заимствованными?
- Как объяснить, что некоторые слова выходят из употребления, а другие появляются в языке?
- Чем архаизмы отличаются от историзмов?
- Какой лексический словарь вы хотели бы приобрести и почему?
- Как вы оцениваете свой личный «словарь» (запас лексических средств), которым вы пользуетесь в жизни (бедный, удовлетворительный, достаточный, позволяющий успешно трудиться)? (поднимают соответствующую карточку)
2. Взаимный опрос в парах.
Цель: взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
. 1 пара: Что такое омонимы? Приведите примеры омонимов.
2 пара: Что такое синонимы? Приведите примеры синонимов. Покажите на одном – двух
примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.
3 пара: Что такое антонимы? Приведите примеры антонимов.
4 пара: Что такое прямое и переносное значение слова? Приведите примеры слов с
переносным значением.
5 пара: С какими словарями вы познакомились при изучении лексики? Для чего нужно
уметь пользоваться словарями?
3. Выполнение контрольной работы.
а) Выдача учащимся задания на контрольную работу.
б) Знакомство учащихся с текстом контрольной работы.
Контрольная работа
1-й вариант
|
2-й вариант
|
1. Найдите устаревшие слова и выпишите их:
|
Крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячью, а два – с тьмой.
|
Однако чело и взор омрачилися думой. (А.С.Пушкин.)
|
2.Приведите примеры диалектных слов (по 3 слова), с одним из них составьте
сложное предложение.
|
3.Выпишите из словаря по одному слову:
|
Заимствованное
Профессиональное
|
Неологизм
Архаизм
|
4.Замениете фразеологизмы синонимами.
С одним из них придумайте предложение, запишите его
|
Задрать нос, спустя рукава
|
Водить за нос, засучив рукава
|
5. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами
|
1.Петя плохо работал. 2.Дома он тоже ничего не делал. 3.За уроки брался неохотно.
|
1.Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. 2.Надо было усердно приниматься за работу.
|
6. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов
|
Аккорд
|
Гаммы
|
7.Выпишите слова, употреблённые в переносном значении
|
Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе.(К.Паустовский.)
|
В саду горит костёр рябины красной. (С.Есенин.) Ходят волны по реке, жёлтые, свинцовые.
|
8. Выпишите синонимы из предложений
|
Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.
|
Кругом, покорив всё своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.
|
9.Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом – в переносном.
|
Язык
|
Хрустальный
|
10.В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.
|
|
|
|
в) Работа в тетрадях.
- Оформление тетрадей (число, контрольная работа).
- Самостоятельное выполнение учащимися контрольной работы.
V. Ответы учителя на вопросы учащихся.
VI. Подведение итогов контрольной работы и урока в целом.
- Оценка деятельности учащихся.
VII. Задание на дом: составить свою контрольную работу по типу, сделанной на уроке.
.
|