Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 24.07.2025, 11:03

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Урок литературы в 9 классе
[ Скачать с сервера (436.5 Kb) ] 21.10.2012, 23:11
Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.
2. Повторить роды литературы и особенности драмы.
3. Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.
4. Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль».
5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.
Ход урока.

I. Сообщение темы урока.
II.Вступительное слово учителя.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным?
Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.
III.Знакомство с биографией Д.И Фонвизина.
1. Работа с учебником стр.47-48.
2. Слово учителя.
Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.
Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.
Что же такое литературное направление?
Какую информацию вы получили из этой таблицы?
В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)
Перечислите названные литературные направления.
Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с таблицей.
Черты классицизма
• Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
• Принцип рационализма, культ разума
• Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения
• Соблюдение в драме единства места, времени и действия
• Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
• Обращение к общественной проблематике
• Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности
• Спрямленность подачи человеческих характеров
• Идеализация героев Классицизм как литературное направление
- Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.
- В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.
- Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.
- Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.
- Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).
- Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.
- Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1.
КАРТОЧКА № 1
Черты классицизма
• Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
• Принцип рационализма , культ разума
• Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения
• Соблюдение в драме единства места, времени и действия
• Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений
• Обращение к общественной проблематике
• Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности
• Спрямленность подачи человеческих характеров
• Идеализация героев
IV. Повторение пройденного.
Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?
Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.
КАРТОЧКА № 2
Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

• Основа драмы – повествование о событиях
• Портрет героя – главное средство создания образа
• В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение
• Важна роль пейзажа и художественных деталей
• Авторская позиция выражается посредством лирического отступления

Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)
Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия,о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатление от спектакля.
Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны (например уроки Митрофанушки и т. д.), но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа,его побуждения, его общественное лицо, место в жизни.
Основные виды драматических произведений — трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.

V. Объяснение нового.
1. Слово учителя.
Классическая комедия строилась по определённым канонам.

Каноны классической комедии
 Изображение повседневной жизни, людских пороков
 Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;
 Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока
 Чёткое деление на положительных и отрицательных героев
 Говорящие фамилии
 Одна идея
 Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
 Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
 Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
 Установка на разговорный язык
 Счастливый конец

Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии. Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.
Кого в 18 веке называли недорослем?
Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)
2. Инсценирование эпизодов комедии
Герои комедии сегодня у нас в гостях.
4. Беседа.
В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка?
Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)
- Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)
Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).
Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?
Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)
Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)
Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум).
5. Работа с текстом комедии.
А сейчас поработаем в группах и индивидуально.
1-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.
2-я группа вспомнит текст и попробует восстановить афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.
4-я и 5-я группы. У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.
VI. Подведение итогов урока .
VII. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.
«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».
Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.
VIII. Домашнее задание.
Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении.
Категория: Мои файлы | Добавил: Натали
Просмотров: 2424 | Загрузок: 128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои файлы [125]
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz