Цели:
познакомить с учебным пособием комплекса по русскому языку «Русский язык. Практика» для 9 класса;
выяснить отношение учащихся к родному языку, значимость его изучения;
познакомить с особенностями курса русского языка в 9 классе.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и целей урока.
III.Знакомство с особенностями курса русского языка в 9 классе.
Беседа
- Какой раздел науки о языке мы продолжим изучать в 9 классе?
- Что мы изучали в 8 классе? А что будем изучать в 9 классе?
- Вспомним, что такое синтаксис и для чего его надо изучать? (§156).
- А как называется система правил знаков препинания? Расскажите о роли знаков препинания? (§13,156).
IV.Запись предложений под диктовку.
1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. 2. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.)
- Какие слова называются синонимами?
- Какой синоним можно подобрать к слову «дивишься»?
IV. Работа с толковым словарём.
- В школьном толковом словаре найдите значение слова «язык». Какое это слово, однозначное или многозначное?
- Что вы можете сказать о значении русского языка?
V. Лекция учителя о значении русского языка.
Задание: составить план лекции в форме вопросов, которые затрагиваются в ней.
- Вспомним, что такое план? (План - краткий последовательный перечень основных мыслей, положений автора.)
Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.
«Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные». («Энциклопедический словарь юного филолога».) В определении состава мировых языков учитывается число говорящих на нем как в стране, где живут носители языка, так и за ее пределами, авторитет, роль страны этого языка в истории и современности; сформированность национального языка, обладающего длительной письменной традицией; установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, словарях, учебниках.
Международные языки охватывают международные сферы - дипломатию, туризм, международную торговлю, они изучаются в качестве «иностранных языков» в школах, в вузах. Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных наций (ООН).
Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Русский язык стал общепризнанным языком в середине XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что эго один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор. Еще в XVI-XVII вв. европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, боярин, царь, казак, изба, кафтан, балалайка, копейка, квас, блин. Как свидетельство внимания к изменениям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и другие.
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к этому языку, несмотря на изменения, произошедшие в России в последние десятилетия. Стало, конечно, меньше изучающих русский язык, зато резко возросла их мотивированность, и число действительно выучивших русский язык, как это на первый взгляд ни удивительно, в среднем мало отличается от наблюдавшегося ранее в период расцвета России. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку.
VI. Работа с толковым словарём.
- Как вы думаете, что означает слово «ассоциация»? Проверьте по толковому словарю, правы ли вы. (Ассоциация - объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.)
VII. Обсуждение составленного плана.
План
- Какие языки называются мировыми? Какие сферы деятельности человека они охватывают?
2. Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?
3. Чем обусловлено изучение русского языка в мире?
4. Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?
VIII. Выполнение упражнений из учебника.
Упражнения 1.
- Многозначное или однозначное слово, заявленное в названии стихотворения? В каком значении оно употребляется ?
- Найдите в тексте стихотворения синоним к этому слову .
IX. Работа с эпиграфом.
- Согласны ли вы со словами К. Паустовского?
- Докажите на примерах точность данного высказывания.
- Запишите слова К. Паустовского как предложение с прямой речью.
X. Итог урока.
1. Комментирование схемы механизма анализа языковых явлений:
от смысла к поискам средств его выражения в устной речи
в письменной речи
2. Анализ таблицы:
- чтение;
- комментирование основных положений;
- подбор примеров;
- уточнение содержания основных лингвистических понятий.
Единицы языка и разделы лингвистики
Единица
языка
|
Разделы лингвистики, которые
|
описывают
единицу
|
рассказывают о правилах употребления единицы в устной и письменной речи
|
фонема
|
фонетика
|
орфоэпия (правила произношения звуков); графика (правила обозначения звуков на письме)
|
морфема
|
морфема
(состав слова); словообразование
|
орфография (правила написания морфем)
|
слово
|
лексика;
морфология
|
стилистика (употребление слова в разных стилях речи);
орфоэпия (правила постановки ударения в словах);
орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и словосочетания (малопонятный и мало понятный)
|
словосочетание
|
синтаксис;
фразеология
|
стилистика (употребление словосочетания в разных стилях речи)
|
предложение
|
синтаксис
|
стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);
пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);
интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения)
|
|