Уроки русского языка и литературы развивают читательские навыки, на¬выки грамотного письма и речи, художественный и интеллектуальный вкус де¬тей, выявляют и совершенствуют способности учащихся через их творчество, формируют нравственные ценности. Но следует отметить, что успешное решение этих задач возмож¬но лишь при наличии устойчивого интереса ребят к изучаемой дисциплине. Учителю сегодня очень важно создать на своём уроке предпосылки для воз¬никновения положительных моментов учения. Но как заинтересовать школьни¬ка, как помочь ему «захотеть» учиться? В современной школе как средства активизации и интенсификации учеб¬ного процесса используются игровые приёмы, ролевые и деловые игры, мозго¬вая атака, игровой тренинг, игровые импровизации. Применение игровых технологий в образовательном процессе во многом способствует возникновению у учащихся позитивной мотивации к учебно-познавательной деятельности, активизирует сознательные действия, направ-ленные на освоение учебного материала, развивает творческие способности каждого подростка; в процессе творчества школьники начинают осознавать се¬бя личностями. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. В игре вос¬создаётся общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношений людей, смысл приобретения опыта и знаний. Поэтому обращение учителей к иг¬ровым формам и методам не случайно. Игра позволяет человеку развивать спо¬собность самоопределиться в жизни, включаться в существующие в школе виды деятельности и находить новые формы общения с другими людьми. Существует такое мнение о значении игры для разви¬тия различных психических процессов ребёнка: - игра является той деятельностью, в которой происходит преодоление «познавательного эгоцентризма», не достаточной ограниченности своей точки зрения от других возможных; - игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формиро¬вание предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап умственных действий, на речь; - в игре происходит существенная перестройка поведения ребёнка - оно становится произвольным; ограничивать и контролировать его действия взрос-лыми значительно труднее (наблюдается относительная свобода поведения иг-рающих, где каждое решение игрока само по себе ограничивается только соб-ственным действием); - в игре пробуждается интерес ко всему новому, неизведанному, форми¬руется такое качество, как инициативность. Концептуальной основой игровых технологий является психологическая теория деятельности. Игра наряду с трудом и учением - один из основных ви¬дов деятельности человека. Играя, мы совершаем действия лишь мотивирован¬ные, а не по принуждению, значит, цели значимы для личности по собственно¬му внутреннему содержанию. Введенные в игру учебные знания усваиваются прочно и надежно. Педагогическая игра имеет в своём основании чётко поставленную цель обучения, связанную с соответствующим ей педагогическим результатом. Цель и педагогический результат в игровой ситуации для учащихся характеризуются учебно-познавательной направленностью. Например, в игровой деятельности легко проявляется речевое творчество детей, так как игра - это естественная деятельность, требующая речевых уме¬ний. Коммуникативно-лингвистические игры со словом и игровые задания на уроках развития речи в среднем звене обучения имеют одновременно обучаю¬щую, развивающую и развлекательную (что не менее важно!) направленность Цель таких игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образ¬но-чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой ин¬туиции, обогащение словаря школьников. Игры и игровые задания предназначены для индивидуального и коллек¬тивного выполнения и выбираются (или создаются) учителем по его усмотре¬нию. Они изменяются и дополняются в зависимости от конкретных дидактиче¬ских целей и задач, а также от уровня подготовленности класса. Занимательный игровой материал учитель может применять в ходе изу¬чения ведущих разделов школьного языкознания: «Фонетики», «Морфологии», «Лексикологии», «Синтаксиса». Игры можно использовать не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреп¬лении, обобщении отдельных учебных тем, того или иного школьного раздела науки о языке, во внеклассной работе, а также в качестве некоторых олимпиадных заданий по русскому языку. При изучении разделов «Фонетика» и «Графика» оправдано применение на уроках игр - анаграмм. Если какое-либо слово от перестановки в нём букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами (греч. «анна» - пере, «грамма» - буква): атлас (салат), адрес (среда) и другие. Наиболее известны игры: «Новые слова», «Неполные слова», «Сту-пеньки», «Первая буква», «Телеграмма», «Кто больше?», «Доклад»; К разделу «Морфология» (в основе лингво-стилистический анализ текста) подбираем игры, выявляющие роль и значение различных частей речи: «Укрась слово», «Кто что делает», «Опиши действие», «Съедобное - несъедобное», «Эстафета восторга», «Любимая игрушка». В разделе» «Синтаксис» при изучении главных и второстепенных членов предложения активно используется игра «Кто больше?», в которой может уча-ствовать весь класс. На основе опорных («ценных») слов, например, РАДОСТЬ (МОРЕ, ЦВЕТЫ, ВЕТЕР и т.п.), участники игры должны составить как можно больше распространённых предложений. Победителям задаются дополнитель¬ные вопросы, ответы на которые и определяют лучшего (например: - Каким членом предложения (главным или второстепенным) является опорное слово?). Интересны своими методическими приёмами игры «Забавные круги» (к теме «Текст и его особенности»); «Вставь подлежащее» (к теме «Главные чле¬ны предложения»); игра-фантазия «Жители предложения» (к теме «Главные и второстепенные члены предложения»). В этих играх дети работают не только со словом, пополняя свой лексический запас, закрепляя знания по синтаксису предложения, но и развивают воображение, пытаясь посредством ассоциаций изобразить отдельные слова и фразы мимикой, движением, рисунком, опорной схемой. Реализация игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство по-буждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на этих уроках, происходит обычно по следующим основным направлениям - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве её содержания, средства; - дидактическая задача переводится в игровую благодаря введению элемента состязательности; - успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом. На уроках развития речи можно использовать оригинальную игру - приём «Слово-магнит». На ней основана вся сис¬тема творческой работы со словом на уроке. Представим: слово - живое существо. Оно способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться... У каждого слова свой нрав, характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Отмечаем добрые слова зна-ком «+», а злые - знаком «-». Пофантазируем: записанное слово превратилось в магнит и притягивает к себе другие слова. Какие? И так постепенно проходим целую цепочку: от одного слова - к авторскому тексту. Игра имеет начало, промежуточные этапы решения определенных задач, но не имеет конца: она может развиваться по сложности до бесконечности. Развивая идею «магнитного поля» слов, рож¬денных способностью детей выбирать из памяти и выстраивать ряд тематиче¬ских или ассоциативно связанных слов, удалось усовершенствовать и услож¬нить форму реализации творческих заданий для старшеклассников, превратив игровой приём в деловую игру. Что такое ролевые и деловые игры? Ролевые игры любят младшие школьники и подростки. Перед игрой учитель объясняет правила и показывает образец игры. Исполнители, получив роли, обдумывают в своей группе план действий по заданию учителя: 1) пока¬зать знания по предмету; 2) придумать, с помощью каких приёмов раскрыть по-ставленную задачу, на что ссылаться; 3) пользоваться прямой речью; 4) наме¬тить сюжет рассказа. Ролевая игра вместе с костюмами и моделями является важным дидактическим средством активизации учебной деятельности. Ну разве не интересно? Ученик вдруг превращается в грамотея Буратино и проверяет ра¬боты своих товарищей по карточке-схеме от Мальвины. Надев маску и приняв правила игры, можно проявлять личностные качества свободно, уверенно, ра¬достно. В среднем и старшем возрасте чаще используются деловые игры для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, формирования
общеучебных умений, развития творческих способностей. Применяют¬ся различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. Имитируются конкретная деятельность людей, обстановка, условия жизни и быта. Игра может сопровождаться рисунками, мо-делями, деталями одежды изучаемой эпохи. Операционные игры. Имитируются реальные условия. Например, отра-батываются реальные умения писать сочинение, статью в газету, проводить «научные» исследования, моделируется соответствующий рабочий процесс. Имитационные ролевые игры. Сопровождаются распределением и по-следующим исполнением ролей, порученных учащимся. Суть игр такая же, как и имитационных. Деловой театр. Участники выполняют разные функциональные роли. Возможно групповое исполнение. Разыгрывается какая-либо ситуация, поведе¬ние людей, их действия. Все участники активно взаимодействуют между собой. Решение учебной задачи осуществляется в процессе непосредственного обмена мнениями, догадками, оценками, возникает дискуссия, общая цель объеди¬няет всех участников, помогает выйти из конфликтных ситуаций Игровая деятельность в процессе обучения выполняет различные функ¬ции, обеспечивающие развитие личности учащихся: - коммуникативную (освоение диалектики общения); - самореализации в процессе имитации человеческой практики; - диагностическую (самопознание, сопоставление с кем-то ещё); - социализации (усвоение норм человеческого общежития); - общечеловеческой коммуникации (усвоение единых для всех людей ¬ социально-культурных ценностей); - игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникаю¬щих в других жизненных обстоятельствах); - функцию коррекции (внесение позитивных изменений в поведение, от¬ношения, переживания, осмысление ситуаций и событий); -развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить ин¬терес). Педагогическая игра обладает четко поставленной целью и соответст¬вующим ей результатам (учебно-познавательным, воспитательным и разви¬вающим). В школе деловые игры проводятся в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), как элемент более обширной технологии (части какой-либо другой технологии), для освоения по¬нятия, темы, всего раздела программы. Но в любом случае включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности. Игра - одно из эффективных средств вовлечения детей в творческую деятельность, способ мотивации их активности. Педагоги¬ка, включающая игру, освобождает ученика от напряжения, стимулирует и раз-вивает личность. Игра направлена на комплексное развитие личности: интел-лектуальных, эмоциональных, мотивационных её сторон.