Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 22:34

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

Среди требований, предъявленных современному образованию, наиболее значимым является активизация познавательного интереса учащихся. Нынешнее общество ждёт от школы выпускника самостоятельно мыслящего, умеющего не только видеть возникающие проблемы, но и умеющего творчески их решать. Самостоятельно развивать свои способности и реализовывать их, к сожалению, не каждый человек сможет. Поэтому многое зависит как от семьи, так и от школы.

  • выявить интерес учащихся к творчеству, в нашей школе была проведена диагностика учащихся 5 – 9 классов[6].При анализе результатов мы отметили, что большинство учащихся не проявляют никакой инициативы, и уровень познавательной активности у них низкий, хотя часть из них учится хорошо, соблюдает правила и выполняет все требования учителя. Для другой части учащихся учебная деятельность – это вынужденная необходимость. Но есть дети, их немного, где-то 10%, которые стремятся к новому и увлечены самим процессом нахождения этого нового.
  • таких результатах перед школой, естественно, возникла задача заинтересовать ребёнка и развить его способности, для реализации которых нужно было сначала подготовить почву. Мы посчитали, что наиболее подходящей для этого из всех технологий будет исследовательская деятельность, которую нужно было правильно организовать. Только правильно организованная исследовательская деятельность может способствовать развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся. Каждый учащийся, учитывая индивидуальные особенности и склонности и занимаясь самостоятельной творческой деятельностью, должен развивать свой интеллект.

Чтобы способствовать этому, в своей работе по организации исследовательской деятельности я использую разные виды исследовательских работ (Таблица 1), классификацию которых разрабатывали Н.И.Запрудский[3], А.И.Савенков[8], А.П.Тряпицина[9].

 

п/п

Виды исследовательских работ

Комментарий

1.

Работа, связанная с поиском информации.

 

Учащиеся собирают и анализируют информацию, делают собственные выводы, готовятся к защите своего выступления, которое могут представить в виде доклада или реферата.

2.

Работа, связанная с глубоким изучением проблемы.

Выполняя такую работу, учащиеся выбирают собственные пути для решения проблемы, выдвигают гипотезы. Это ведёт к формированию и развитию научного типа мышления.

3.

Продуктивная работа.

Такая работа даёт учащимся возможность показать своё творческое воображение и оригинальное мышление при создании буклетов, презентаций, газет, плакатов.

4.

Монопредметная исследовательская работа.

Проводится по определённому предмету: русский язык, литература, краеведение,

расширяет знания учащихся и позволяет максимально углубленно усваивать предметный материал.

5.

Исследовательская работа, включающая совместную деятельность учителя и учащихся.

 

 

 

 

Такую работу называют надпредметной, потому что при её выполнении происходит исследование проблем, которые волнуют не только учащихся, но и современное общество:

1.Проблема курения в нашей школе и попытка её решения.

2.Осторожно: еда!

3.Читайте книги!

Надпредметные знания и опыт учащиеся могут использовать в повседневной жизни, в профориентации, в укреплении своего познавательного интереса. Полученные знания позволяют детям активно ориентироваться в многообразии информации, в литературе, СМИ, Интернет-источниках.

6.

Исследовательская работа с привлечением знаний из разных учебных предметов.

 

 

Следовательно, эта исследовательская работа межпредметная. Выполняется такая работа при нахождении учащимися проблемы, которая освещается по – разному в одной или нескольких образовательных областях.

Таблица 1. Виды исследовательских работ.

  • считаю, что немаловажную роль в исследовательской деятельности играют определённые отношения между учащимися и учителем, возникающие в результате совместной работы при проведении исследования. Учитель, также как и учащиеся, становится равноправным участником всего процесса, в ходе которого добывается информация, потом обрабатывается, анализируется и представляется как конечный результат. В итоге ребята учатся не только

интегрировать свои знания и навыки, но и применять их впоследствии на практике.

Исследовательская деятельность позволяет учащимся решать задачи как творческого характера, так и исследовательского. Поэтому исследовательская деятельность, на мой взгляд, способна увеличить образовательное пространство, углубляя и актуализируя знания учащихся не только по предметам школьной программы, но и расширяя представления о межпредметных связях, что позволяет развивать интеллектуальную творческую инициативу учащихся. Учителю нужно лишь помочь учащимся осознать это, и тогда они будут сами охотно работать, ведь у них всегда есть объект исследования. И никого не надо заставлять и убеждать. Нужно им только на всех этапах исследования предоставлять как можно больше самостоятельности. И тогда можно говорить о самораскрытии и самоанализе, о самоорганизации и самоконтроле и, конечно, о самооценке учащихся.

Неотъемлемой частью исследовательской деятельности учащихся, нормой её проведения являются этапы, предложенные А.В.Леонтович [4]. Первый этап это выявление проблемы, на втором изучается теоретическая литература, методики исследования подбираются на третьем этапе, собранный собственный материал анализируется и обобщается на четвёртом этапе, на пятом даётся научный комментарий, а шестой этап предполагает собственные выводы.

Исследовательская деятельность создаёт предпосылки для формирования у учащихся научного образа мышления и овладения разными методами научного исследования, даёт возможность обучаться информационным технологиям и работать со средствами коммуникации.

Говоря об исследовательской деятельности в школе, не следует забывать об её учебной направленности, которая подразумевает развитие личности, а неполучение объективно нового результата.

Но до недавнего времени от исследовательской деятельности ждали именно этого нового результата, а также новых знаний и новой информации. Сегодня же, опираясь на инновационные процессы, протекающие в образовании, многие учёные (А.В. Леонтович[5], А.С. Обухов[7], А.И. Савенков[8]) называют исследовательскую деятельность системой взаимосвязанных приёмов, форм, методов организации образовательного процесса, осваивая которые, учащиеся приобретают функциональный навык, то есть универсальный способ освоения действительности. При получении новых знаний у учащихся развивается способность к исследовательскому типу мышления и формируется навык исследования, активизируется личностная позиция учащихся в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность в школе включает в себя три основных этапа, соблюдая которые можно правильно подготовить, провести и оформить исследование (Таблица 2).

п/п

Название этапа

Комментарий

1.

Подготовка к учебному исследованию

На первом этапе определяются объект и предмет исследования. Затем выбирается, формулируется и обосновывается тема исследования. Намечается цель, и определяются задачи для её решения. Выдвигается гипотеза, выбираются методы исследования.

2.

Проведение исследования

 

Второй этап начинается с анализа литературы, который позволит познакомиться с результатами проведённых ранее исследований по выбранной теме исследования, а также поможет уточнить задачи научного поиска.

В составлении списка литературы должен обязательно участвовать ученик, который проводит исследование. Это способствует приобретению навыка самостоятельной работы не только в библиотеке, но и в электронных каталогах.

Когда литература по теме изучена и создан банк данных, то нужно провести систематизацию накопленного материала. Для этого подойдут карточки, на которых можно делать выписки из глав, и рассматриваемые в главах вопросы. По каждой главе можно составить сложный план, включающий вопросы и методы исследования.

Неотъемлемой частью этого этапа являются беседы, интервью, наблюдения, сравнения. Потом весь этот практический материал группируется по главам и обрабатывается с помощью подобранных методов.

Нужен также и словарь терминов, которыми можно воспользоваться при описании хода исследования и его результатов.

3.

Оформление результатов исследования

 

Это самый трудоёмкий этап, который начинается с деления собранного материала по главам в соответствии со структурой исследовательской работы. После каждой главы нужно написать вывод, в котором кратко излагается суть вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщаются результаты проделанного исследования. Следующий этап – составление заключения по всей работе, а уже потом пишется введение к работе и составляется список литературы.

Таблица2.Этапы исследовательской деятельности в школе

Ещё при написании и оформлении учебного исследования можно пользоваться практическими рекомендациями, приведёнными в статье Е.В.Зачёсовой [2] и выполнять требования, предложенные Н.И.Дереклеевой[1]:

  1. Формулируйте чёткую цель исследования.
  2. Выдвигайте чёткую и лаконичную гипотезу исследования.
  3. Определяйте такие задачи исследования, решение которых позволит достичь цели.
  4. Приводите по исследуемой проблеме обзор литературы.
  5. Указывайте, какие методики исследования были использованы для доказательства гипотезы.
  6. Представляйте свои данные, которые вы получили в ходе исследования.
  7. При описании исследования покажите глубину знаний области, в которой проводите исследование.
  8. При проведении исследования, не забывайте формально установленных критериях, которым оно должно соответствовать.
  9. Продемонстрируйте в исследовании свои теоретические или практические достижения.
  10. Затрагивая в работе проблему, находите оригинальное её решение.
  11. Завершая работу, делайте выводы, излагая в них результаты исследования, и работайте над защитой как итогом всего исследования.

На протяжении уже нескольких лет под моим руководством учащиеся пишут исследовательские работы по русскому языку, литературе, краеведению. И у меня, конечно, сформировалась собственная система работы при проведении

исследования.

Начинается работа с определения объекта исследования, который предлагают

либо ученики, либо учитель. Иногда он определяется темой конференции или конкурса. В качестве примера предлагаю рассмотреть три работы, две из которых монопредметные и одна межпредметная. Так как у нас наполняемость

в классах небольшая, то в исследовании принимают участие почти все ребята. Поэтому организация исследовательской деятельности может быть разной: групповой, индивидуальной, самостоятельной. Защищает работу на конференции самый активный участник исследования, чаще тот, кто предложил тему или объект исследования.

Тему первой работы «В каждом слове - чудесный клад» предложила ученица 6 класса, когда услышала о волшебном слове «пожалуйста». Выбор этой темы она обосновала так: «С раннего детства, когда я начинала что – то просить у взрослых, в ответ слышала: «А волшебное слово!». Сначала я не знала, какое это слово, а потом поняла, что нужно говорить «пожалуйста». И, действительно, это слово было волшебным: я всё получала, что ни попрошу. Мне хочется узнать о других «волшебных» словах и почему они так называются».

Во время беседы с учащимися мы поняли, что многие тоже хотят узнать об этих словах. Когда я им рассказала о них, то выяснилось, что они знают эти вежливые слова, просто редко их употребляют в своей речи. Но по поводу их

волшебства высказали свои сомнения. Таким образом, нами была выявлена проблема: в чём проявляется волшебная сила вежливых слов?

Вежливые слова стали объектом исследования, а их волшебная сила – предметом исследования. Исходя из этого, цель мы определили так: выяснить, используют ли учащиеся нашей школы и жители села в своей речи вежливые слова. А формулируя задачи, мы решили установить, когда появились самые распространённые из них и узнать через наблюдение и эксперимент, обладает ли вежливое слово «волшебной» силой. В качестве гипотезы ребята выдвинули предположение о том, что вежливые слова всё – таки обладают «волшебной» силой. Потом составили план исследования, разделились на группы и приступили к исследованию. Но сначала вместе со мной ребята выбрали методы исследования: поиск информации, работа с учителем, учащимися; наблюдение, анкетирование, обобщение, эксперимент. Первая группа изучала теоретический материал по данной проблеме в интернете и справочной литературе. Другая проводила эксперимент и психологический тренинг «Словарь вежливых слов», а третья - наблюдения и анкетирование. После группы занялись обработкой собранной информации. Результатами стали выводы, таблицы, диаграммы. Хочу заметить, что учитель должен не только контролировать работу с литературой, но и должен помочь учащимися правильно оформить список литературы.

Учащиеся посчитали, что наша исследовательская работа имеет практическую значимость и может быть использована на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, на занятиях факультатива «Культура речи». А чтобы учащиеся нашей школы не забывали о «волшебных» словах, ребята составили памятку - список «Вежливые слова», правила вежливости и изготовили буклет «В каждом слове – чудесный клад».

Объектом второй исследовательской работы стала еда. И не случайно. Вместе с учащимися 9 класса мы в течение года работали над социальным

проектом «Осторожно: еда!» А по литературе в это время изучали творчество Сергея Есенина. Ребята обратили внимание на изображение еды в некоторых его стихотворениях. Отсюда появилась и тема второй исследовательской работы, которую предложила учащимся я: «Особенности изображения крестьянской пищи в творчестве С.А.Есенина».

  • посчитали, что заявленная нами тема будет интересна при изучении творчества Есенина. Потому что через показ еды прослеживается отношение человека к бытию и постижение им законов мироздания. Изображение пищи занимало одно из центральных мест в мифотворчестве, также широко и разнообразно она представлена в фольклоре.

Исходя их этого, наша гипотеза заключается в следующем: и мифология, и фольклор могли оказать влияние на поэтическое творчество Есенина, и он создаёт для изображения крестьянской пищи свою мифопоэтику.

На наш взгляд, и тема, и проблема питания актуальны в наше время.

Так как объект исследования и проблема были определены, ребятам оставалось выбрать предмет исследования. Им стали произведения С.А.Есенина. Цель исследования - проследить за особенностями изображения крестьянской пищи в произведениях С. А. Есенина - предполагала анализ большого количества произведений поэта. Это нашло отражение в задачах, которые были поставлены в соответствии с проблемой, предметом и целью исследования: проанализировать произведения С.А.Есенина и, обозначив «пищевую тематику» в них, определить особенности изображения

крестьянской пищи в текстах стихотворений и поэм С.А.Есенина.

Вместе с учащимися выбрали методы исследования: анализ художественной литературы, изучение литературы о творчестве С.А.Есенина, наблюдение, обобщение анализа литературы по теме работы, анкетирование, анализ непонятных слов.

Изучив литературу о творчестве Сергея Есенина, ребята узнали, что первоисточниками «пищевого мифотворчества» Есенина стали мифологические теории А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева и других ученых-

мифологов.

Сделав выводы, в заключении учащиеся отметили, что данное исследование было попыткой определить особенности изображения крестьянской пищи в произведениях Есенина. Для этого они познакомилась со сборниками стихотворений С.А.Есенина, изучили научную литературу, собрали нужный материал.

Из научной литературы они узнали, что во многих своих произведениях Есенин опирался на мифологию и фольклор. Это подтвердило выдвинутую в начале исследования ими гипотезу. Действительно, многие произведения Есенина, в которых он говорит о пище, представляют собой поэтические мифы. Поэтому, отмечая особенности творчества Есенина, исследователи используют термин «мифопоэтика пищи». И это не случайно, потому что пища в произведениях Есенина – это воспринятый им лично отголосок разных

мифов о происхождении человека.

Третья работа, связанная с краеведением, носит поисковый характер. Заинтересовавшись на уроках географии названиями родного края, у ребят возник вопрос: какими же языковыми средствами, «инструментами», пользовался народ, придумывая новое название? Такой вопрос был интересен и с точки зрения языкознания. Отсюда и тема нашей исследовательской работы – «Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края».

Раз объект исследования был уже известен – географические названия родного края, мы определили предмет исследования - происхождение географических названий нашего края - и поставили такую цель: провести историко-этимологический, морфологический и словообразовательный анализ географических названий Тербунского района. Для её решения были предложены задачи: изучить теоретические основы науки топонимики; собрать и систематизировать географические названия; провести лингвистический анализ собранных географических названий. Зная названия сёл и деревень, мы выдвинули гипотезу: большинство географических названий – это имена существительные женского и среднего рода, образованные с помощью суффиксов. Впоследствии она подтвердилась. Наше исследование предполагало такие методы, как анкетирование, беседа, сбор теоретического материала, виртуальная экскурсия, анализ, лингвистический эксперимент.

Интересно было проводить лингвистический эксперимент «Как бы ты назвал свое село?», который показал, что человеку всегда хотелось увековечить свои имя, фамилию в названии населенного пункта (Даниловка, Ивановка, Серёгинка, Андреевка – выдуманные топонимы, таких большинство). Также ребята связывают наименования населенных пунктов с природой (Рябиновка, Ромашково, Березовка). Некоторые выдуманные топонимы указывают на эмоциональное состояние, характеристику человека (Чудово, Добрино, Радужное, Знатово).

Анализ топонимов с точки зрения морфологии и словообразования показал,

что большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода. Самый продуктивный способ образования наименований поселений –

суффиксальный.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие

выводы:

-топонимами географических объектов нашей местности являются не только слова, которые могут быть простыми и сложными, но и словосочетания;

-большинство наименований поселений Тербунского края этимологически связано с именами, фамилиями первопоселенцев или владельцев, ряд населенных пунктов получили названия по реке, на которой расположены, также в топонимах отражается характер местности, природные факторы, некоторые характеристики жителей, история поселения.

Новизна моей работы заключается в применении методов исследования, разных методик и видов организации исследовательской деятельности, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся и позволяющих сделать работу учащихся ещё и интересной. В результате они получают полное удовлетворение от неё. Ведь для каждого, кто принял участие в исследовании и проявил свои лучшие качества, создаётся ситуация успеха.

Подготовленные под моим руководством исследовательские работы сначала мы представляем на научно – практической конференции в школе, а потом принимаем участие в муниципальных этапах и в региональных.

Занимаясь исследовательской деятельностью на протяжении многих лет, я пришла к выводу, что детей нужно вовлекать в неё с начальной школы. Это способствует развитию и совершенствованию их таланта. А от организации исследовательской деятельности зависит весь процесс активизации познавательного интереса учащихся.

 

 

.

Категория: Мои статьи | Добавил: Натали (19.04.2019)
Просмотров: 1002 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz