Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 16.05.2024, 02:21

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская работа
Тема нашей исследовательской работы «Связь баллады В.А.Жуковского с произведениями устного народного творчества».

Основополагающий вопрос:
- Что сближает балладу В.А.Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?

Вопрос учебной темы:
- Понятие о жанрах произведениях русского фольклора.

Над исследованием данного вопроса работали 2 творческие группы. Каждая над своим вопросом.

Вопросы исследования:
1.В чём прослеживается связь баллады с произведениями устного народного творчества?
2.Какое древнее поверье крестьянских девушек использовал В.А.Жуковский в своей балладе?
3.Чем напоминает баллада народные песни?
4. Какую героиню изобразил В.А.Жуковский в своей балладе?
5.Какие народные легенды нашли отражение в балладе?
6. В чём сходство баллады с народными сказками?

Дидактические цели:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- отработка навыков работы в группах;
-приобретение навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
- формирование умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи:
- в чём проявляется связь баллады «Светлана» с фольклором;
- научить отбирать нужный материал и кратко излагать свои мысли.

Кто сообразит всё, что бывает у нас, на Руси
о святках, тот поймёт дух русского народа.
Н.Полевой
«Светлана» представляет тот вид красоты в русской поэзии,
для которой нет выражения ни в какой другой эстетике:
это наше, родное.
С.Шевырёв
Связь с устным народным творчеством.
Читая балладу, мы заметили, что в ней есть элементы, присущие жанрам фольклора. Если сравнивать балладу с произведениями устного народного творчества, то можно найти много общего.
Что же сближает балладу В. А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?
Исследовав текст, мы увидели, что первые две строфы баллады тесно связаны с миром фольклора: мы погружается в мир народных поверий и ритуалов, сопутствующих русским зимним праздникам. Повествование начинается картинами святочного гадания русских девушек. На этом фоне дается образ Светланы, в котором воплощен характер русской девушки - жизнерадостной и деятельной, способной к жертвенной и верной любви.
Содержание баллады переносит нас в сказочный мир. В ней содержатся народные предания о злых мертвецах и мотивы русских народных сказок. Даже финал баллады - сказочный: многие русские народные сказки заканчиваются веселым свадебным пиром. Есть в балладе образы страшного и ужасного: образ мертвеца-жениха, скачка на конях ночью, карканье ворона, гроб в избушке, оживающий мертвец. В балладе часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.. Балладу отличает особая музыкальность. Склад баллады, ее ритм, легкий и энергичный размер, музыкальность стиха - все напоминает песенные мотивы народных исторических и лирических песен.
Старинные народные обычаи
В балладе «Светлана» Жуковский предпринял попытку создать самостоятельное произведение, опирающееся в своем сюжете на национальные обычаи русского народа. Он использовал древнее поверье о гадании крестьянских девушек в ночь перед Крещением. Сцена гадания позволяет поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев.
Первая строфа баллады изображает как раз шуточные, нестрашные гадания, многие из которых нам знакомы:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
3а ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
1).«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Гадающие девушки выходят за околицу и бросают впереди себя башмачок с левой ноги. Куда указывает носок башмачка, с той стороны и придет суженый. Если брошенный за ворота башмак де¬вушки станет носком от дома — выйти ей в наступившем году за¬муж.
2).«Снег пололи», то есть отыскивали спрятанное в снегу кольцо.
3). «Под окном слушали»: в какой стороне собаки залают, туда и замуж идти.
4).«Кормили счетным курицу зерном». По полу рассыпают считанные зерна, встают в круг, пускают в 12 ночи петуха или курицу. Если склевано несколько зерен, например, 3, значит 3-я девушка выйдет замуж. Если петух не клевал вообще - ни¬кто в этом году замуж не выйдет. Или ещё: в избе на полу ставили плошку с водой, насыпали зерен, расклады¬вали угольки. Приносили курицу.
Подойдет курица к углю —быть замужем за бедным, станет пить воду — за пьяницей, начнет кле-вать зерна — попадется зажиточный человек.
5)«Ярый воск топили». Изломанную на мелкие кусочки свечку растапливают, нагревая в металлической ложке. Когда воск растает, содержимое выливают одним махом в таз с водой. По полученной фигуре гадают: одни видят фигуру суженого, другие кровать (болезнь) и т. д. Свечу наклоняли над водой и давали воску стечь. По застывшим замысловатым фигурам угадывали будущее.
6)«В чашу с чистою водою клали перстень золотой, серьги изумрудны». Собирали
кольца, серьги, клали их в блюдо, накры¬вали платком и пели песни. По окончании куплета вынимали по одной вещице. Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему нагадалась. Песни предвещали богатство, замужество, но были и «страшные», предвещающие разлуку, вдовство, смерть.
Самому последнему гаданию отведено в строфе больше всего места — целых шесть строк.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Что же это за подблюдные песенки и как с помощью их гадать?
В.А.Жуковский достаточно точно описал сам обряд: девушки складывали в большую чашу или блюдо (отсюда название: подблюдные песни) колечки, серёжки, ленты, гребень или какие-нибудь другие украшения, наливали воду, закрывали чашу платком и под пение особых коротеньких песенок- предсказаний вытаскивали, не глядя, то, что попадало под руку по очереди. К владелице украшения и относилась спетая только что песенка. На какие слова доставали
вещицу, такова и судьба девушки. По содержанию подблюдные песни не были разнообразны — в них, как и в других гаданиях, предсказывались свадьба или
смерть, счастье или несчастье, богатство или бедность. Но предсказание было зашифровано в текстах песен, представлено в виде каких-то символических картинок — поэтому количество известных фольклористам текстов очень велико.
Впрочем, символы разгадывались легко. Если, например, в песенке пелось про то, как кошечка ведёт за собой котика, то всем было понятно, что речь идёт о свадьбе. Если же за кошечкой шли котята, то у девушки будет много детей. А вот такая песня предсказывала бедность:
Ходит старушка посреди избы,
На ней сарафан весь истрескался,
Весь истрескался, изверескался.
Кому песню поём, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Если девушке доставалась такая песенка:
Я на печке сижу, долги нитки вожу,
Ещё посижу, ещё повожу, —
то она знала, что замуж в ближайшее время не выйдет. Впрочем, всё равно такая песенка была лучше, чем предсказание смерти:
Едут бояре из города,
Ноги торчат из короба.
Песенка от песенки отделялась обычно коротким припевом, например, таким:
Кому вынется, тому сбудется,
Правда сбудется, не минуется.
Тренируемся!
Страшные и доброжелательные песни чередовались, а заканчивалось гадание всегда на светлой ноте:
Ай вы звёзды, звёзды, звёздочки!
Все вы звёзды одной матушки!
Засылайте сватей, состряпайте свадебку
Для красной девицы, свет родимой Анны Ивановны.
Жуковский почти дословно воспроизводит в своей балладе текст одной из подблюдных песен:
Идёт кузнец из кузницы.
Слава!
Кузнец, кузнец, мне скуй венец!
Слава!
Из обрезочков золот перстень!
Слава!
Как мне тем венцом венчатися.
Слава!
Как и перстнем тем обручатися!
Слава!
Подруги Светланы увлечены гаданием — а она, грустная, сидит в стороне. Пытаясь вовлечь её в свой круг, они говорят ей так:
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое".
Но подблюдные гадания не увлекали Светлану. Её жених был в дальнем краю, и она хотела узнать, что с ним. А это можно было сделать только во время страшного гадания, на которое она в скором времени и отправится... Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Во имя любви героиня решается, nonpoбовать судьбу и приступает к гаданию. Для нее это становится тяжелым испытанием: она остается наедине с неведомыми силами и охвачена страхом
Робость в ней тревожит грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи...
Но вот слышится стук замка, а потом "тихий, легкий шепот". Суженый вернулся, он зовет героиню в церковь, и Светлана без колебаний отправляется в путь со своим мнимым женихом.
Светлана всматривается в зеркало, и перед ней галерея образов: и разбойничий притон, и "подменный" молодой, который
оказывается убийцей. Но светлой и ясной улыбкой разрешаются эти ужасы: это лишь страшный сон.
Жизнь улыбается девушке, а автор заклинает судьбу:
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана.
Народные песни
Склад баллады, её ритм, лёгкий и энергичный размер, музыкальность стиха- все это напоминает песенные мотивы.
В балладе звучат народные песни. Жуковский воскрешает старинный традиционный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных необычайно важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто наивно-религиозную форму.
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?"
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Жуковский использует также песенные выражения: «подруженька», «красен свет», «моя краса», «радость, свет моих очей», «в ворота тесовы»: (слайд)
«Что, подруженька, с тобой?»
«Ах! А им лишь красен свет...»
«Я с тобой, моя краса…»
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки…»
«Идут на широкий двор,
В ворота тесовы…»
Народная лексика баллады (слайд)
Жуковский использует также просторечные слова и выражения, характерные для многих жанров устного народного творчества, — «миновались», «ждет-пождет» и постоянные эпитеты: «борзый конь», «ветер буйный», «милый друг». В балладе часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: вечерок, башмачок, подруженьки, словечко, колечко, локотком, огонёк, уголок, хижинка, голубок, голубочек; народно – просторечные слова: «вымолви словечко», «вынь себе колечко», «легохонько», «сулить».
В сцену гаданья поэт вводит такие слова и словосочетания, как «плат», «злат и нов венец», «песенки подблюдны».
Образ Светланы
В центре баллады – образ человека из народа. И главная заслуга Жуковского в том, что он первый в отечественной поэзии создаёт художественно убедительный образ русской девушки - жизнерадостной и деятельной, способной к жертвенной и верной любви. Образ Светланы дан психологически точно. Она предстает перед нами то молчаливо-грустной, тоскующей по исчезнувшему жениху, то пугливо - робкой — во время гадания, то в состоянии ужаса — во время сна, то растерянно встревоженной, не знающей, что ее ждет: радость или кручина.
Жуковский предпринял первую и в целом удачную попытку слить чувства героини с национальной историей, с бытом, обычаями и преданиями народа. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее под девушку из народной песни или сказки.
Она крестьянка, красавица, очень добрая, счастливая, что не совсем может быть. Жуковский одарил Светлану исключительным характером, потому что, пусть более того во сне, она идет на подвиг ради любви, как и любой герой из произведений фольклора.
. Светлана любит, страдает, верит, боится, очень много чувств она испытывает в балладе. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка -"милая", "красавица". Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его. Она способна на глубокое чувство:
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Девушка грустит и тоскует в разлуке с любимым. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна:
Как могу подружки петь?
Милый товарищ далёко...
Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и задолженность в сердце героини оказываются сильнее сомнений.
Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу. Имя главной героини образовано от слова "светлый".Оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее,
и связывается с выражением "Божий свет", который проник в ее чистую душу.
Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:
Утоли печаль мою,
Ангел утешитель.
В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что более того погибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия. Такой же верой обладает и его героиня. Она не ропщет на Провидение, а робко спрашивает:
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?
Светлана в балладе Жуковского поражает нас чистотою своего внутреннего мира. Чистота, кротость, покорность провидению, верность, набожность — вот отличительные черты этого характера.
В целом, построение баллады помогает нам проследить изменчивость настроений героини. Как мир баллады динамичен, так и добросердечный мир девушки
подвижен и полон колебаний. Светлана то отказывается от крещенских игр, то соглашается принять участие в гадании; она и боится, и надеется получить долгожданную весть о суженом, и во сне ее одолевают те же чувства. Но всё же отправляется в путь. Стремительна скачка на коне с приснившимся женихом:
Сели.,, кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями...
Все чувства главной героини обострены. Это радость, ожидание, грусть, страх. Сердце Светланы отзывается на любые события.
Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней "душа - как явственный день».
Народные предания о злых мертвецах(слайд)
В балладе отразилось народное предание о злых мертвецах: Жуковский обратился к мифологическому сюжету о "свадьбе с мертвецом".
Сюжет о мертвеце предваряется в балладе бытовой сценкой святочного гадания, а завершается "Светлана" пробуждением героини от сна, возвращением в реальную жизнь и счастливой встречей с женихом. Бытовое обрамление мистического сюжета изменяет характер произведения в целом. История о мертвеце предстает как своего рода забава - не более чем страшная сказка, рассказанная
перед сном.
Действие в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют традиционные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван.
Светлане снится сон, в котором к ней приходит любимый, сообща они мчатся в церковь, чтобы обвенчаться, и стоит она одна, ночью, кругом ни души. Вдали видит огонек и идет на него. Переполненная страхом, она стучится в ворота, те открываются, и Светлана, перекрестившись, входит в жилье и видит перед собой гроб, иконы. Трясясь от страха, она подходит к нему и видит в нем любимого:
...В избушке гроб, накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой...
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный обитатель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась...
Светлана, переборов себя, остается в доме. Вдруг из гроба встает мертвец и тянет к ней руки. (слайд)
Смолкло все опять кругом...
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится...
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг... в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы...
Что же девица?.. Дрожит... Гибель близко...
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами,
И на деву засверкал
Грозными очами...
Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:
Встрепенулся, развернул
Легкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
Страшным моментом становится сцена внезапного "оживления" мертвеца ("Простонав, заскрежетал страшно он зубами..."), в котором героиня узнает своего жениха. Однако уже в
следующее мгновение она, очнувшись ото сна, сидит в своей светлице у зеркала (перед которым начиналось гадание). Ужас пережитого позади, а героиня вознаграждена и за свои страхи, и за свою подготовленность последовать за любимым в безвестную даль: раздается трезвон колокольчика, и реальный, активный молодой Светланы - статный и "любезный" - подходит к крыльцу...
В балладе "Светлана" мотив мертвого жениха является основным, но несет различную смысловую нагрузку. Казалось бы, обстановка не из приятных: мрачный пейзаж, ночь, престранное поведение жениха. И вот появляется "голубочек белый", строгий символ чистоты. По роли "голубочка" в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко можно сделать вывод_о его противоположности силам тайным,представленным в образе мертвеца, и о близости к Богу, об ангельской его природе (ведь он появляется как раз для спасения девушки, и он могущественнее мертвеца).

Мотивы русских народных сказок

Жуковский, отделив страшное от реальной жизни волшебной гранью вещего девичьего сна, создал светлую, весёлую, занимательную сказку. Всё содержание баллады переносит нас в сказочный мир. Фольклор обогатил его тему и поэтический язык.
. Центральное место в произведении занимает сон. Именно мотив сна позволяет автору развернуть балладный сюжет: путешествие Светланы в гости к мертвецу. В сказках герои тоже куда – нибудь отправляются. Однако Светлана не забывает о Боге, о своём помощнике.
Оказавшись в избушке с мертвецом, она молится перед иконой Спасителя, и к ней спускается ангел-хранитель в образе голубя и спасает ее от притязаний мертвеца.
Своеобразный сказочный "двойник" героини - "белоснежный голубок". Это и есть тот самый "ангел-утешитель", к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: "Утоли печаль мою". Это и есть добрый посланник небес, "с светлыми глазами". Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Как и имя героини, которое задаёт тему света, противостоящего тьме и побеждаюшего её. Голубок хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца:
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
"Голубок" - ласковое, нежное название. Это символ любви. Любовь спасает Светлану, а о голубке автор говорит с нарастающей нежностью: "но не спит голубочек белый". Добро противостоит злу и побеждает его:Встрепенулся, развернул
Легкие он крылы;
К мертвецу на грудь вспорхнул...
Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения "вырывается" из реальности (гадания девушек в "крещенский вечерок") в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела.
Но вмешательство добрых сил представляется наградой за верность творцу:
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее - мертвец!
Ах!.. и пробудилась.
Грустная Светлана не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, не молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую
душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Светлая душа героини оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Отношение автора к тому, что произошло со Светланой, выражается в словах:
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
. 'Фантастические события, происходящие в поэме, - явление мертвого жениха, путь в его обитель, оживление мертвеца - отражают борьбу добра и зла, как в любой народной сказке. Баллада напоминает мир сказок и легенд, в котором добро всегда торжествует (опять же, как в сказке).
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье.
Доброе начало - это высшие силы. В Светлане они даны в образе голубка
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Также связь со сказкой прослеживается в образе дороги, который типичен для сказки. В фольклорной традиции образ дороги связан с представлениями о жизненном пути. Так и_в "Светлане" дан злободневный путь героини - от венца до могилы. Но тот самый путь Светлана совершает с неподлинным суженым, чем и объясняются ее смутные, тревожные предчувствия, дрожь ее "вещего" сердца. Кони мчатся сквозь метель и вьюгу по заснеженной и безлюдной степи. Все пророчит беду, говорит о присутствии злых сил: белый снег ( покрывало смерти - саван), черный ворон, мерцание луны. Дважды упоминается и о гробе - явном знаке смерти. Светлана и ее "жених" скачут cнaчaлa в_ "мирный уголок"; "хижинку под снегом" (метафора могилы). "Жених" исчезает, а Светлана остаётся одна. Это испытание для героини.
В сказке героя ждет заслуженная награда в конце пути, так происходит и в "Светлане". Чем заслужила "награду" героиня? Во-первых, своей преданностью, верностью, душевной стойкостью. Во-вторых, своей верой в Бога, к которому она постоянно обращается за душевной поддержкой ("Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась..."). Божий Промысел, показывает поэт, охраняет живую душу, не дает ей погибнуть. Если та не отступает от истинной веры, на смену ночи приходит день - светлая пора, наполненная красками и звуками: "...шумный бьет крылом петух...", "...снег на солнышке блестит, пар алеет тонкий...". В "Светлане" радостное и светлое восприятие жизни, побеждают народные начала, носителем которых выступает Светлана.
Даже финал баллады - сказочный: многие русские народные сказки заканчиваются веселым свадебным пиром. В финале появляется активный и невредимый молодой. Герои соединяются и играют свадьбу.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Двинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи лета!
Образ жениха Светланы тоже соответствует народным представлениям. Он красив, удал, добр. Возлюбленный девушки способен на всепоглощающее чувство:
... все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах •
Милы разговоры.
Повтор в этих строках подчеркивает главные качества, которые ценит автор в своих героях - веру и верность.
Таким образом, народное гаданье, ритуалы и песни, красочный национальный колорит, весёлые авторские интонации, мечтательный и наивный характер влюблённой девушки Светланы, милой русской крестьянки, её тревоги, надежды и ужасы, жених-мертвец, бешеная скачка в снегах, карканье чёрных воронов, страшный гроб, все черты вещего сна-наваждения, счастливое пробуждение от сна и радостный, счастливый финал, добрые шутливые напутствия автора - всё это превратило «Светлану» в изящную поэтическую сказку, выдержанную в народном духе.
Категория: Мои статьи | Добавил: Натали (04.06.2012)
Просмотров: 4271 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz