Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 07:16

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Объективная оценка: миф или реальность
В общеобразовательных школах в настоящее время проблема объективного оценивания учащихся не решена. Но в нашем обществе есть реальная возможность для положительного решения этой проблемы, хотя в рамках сложившейся системы обучения она не разрешима.
Известно, что объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия тре¬бованиям образовательных стандартов;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
Но школьная система устроена так, что учитель должен оценивать всё, что входит в сферу отношений учитель – ученик: знания, умения, успеваемость, различные работы ученика и мн.др., хотя официально должны оцениваться знания и умения, для этого и введена пятибалльная система оценок. И никто учителя от этого освободить не может. И сам он освободиться тоже не может.
Что же понимается под объективным оцениванием?
1.Одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся.
2.Разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости.
3.В основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.
Но когда начинается оценивание качества знаний учащихся, возникает ряд проблем.
1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.
За последнее время достаточно часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.
В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.
3. Игнорирование учителем условий работы в классе.
Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.
4. Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:
• Разделение учеников на группы («сильные», «средние », «слабые»).
• Завышение педагогом оценок из-за желания пожалеть ребенка, угодить родителям или общественности.
• Избегание педагогами «крайних отметок» (например, 2 и 5).
• Личные качества учителя, его отношение к конкретному ребенку.
Можно предлагать разные пути решения проблемы объективизации процесса оценивания, обозначим два из них.
Первый путь — это переход на проведение оценки качества знаний с помощью тестов. Лучше, если это будет происходить с использованием средств ИКТ.
Второй путь — вынесение оценивания за рамки отношений «учитель-ученик».
Достаточно сложно добиться полностью объективного оценивания учителю, который преподает это предмет. Поэтому предлагается предоставить право оценивать качество знаний учащихся на каждом уроке специальными структурами, которые должны быть созданы в школе.
Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенного трансформирования системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.
Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, являются:
• открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;
• создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования;
• стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;
• введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.
При объективном оценивании ученика учитель должен использовать эффективное поощрение его активной деятельности.
1. Поощрение осуществляется постоянно и сопровождается пояснением. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз.
2. Учитель проявляет заинтересованность в успехах ученика.
3. Дает ученику сведения о значимости достигнутых результатов. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении, хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.
4. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений ученика.
5. Учитель связывает успехи со стараниями учащегося. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
6. Учитель стимулирует внутреннюю мотивацию: ученик выполняет задание либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить какое-либо умение и получить удовольствие.
7. Учитель способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.
Для совершенствова¬ния школьной оценки необходимо, чтобы ученик стал активным субъектом контрольно-оценоч¬ного компонента. И тогда произойдет переход от оценки педагога к самооценке ученика или в со¬вмещении этих двух видов оцен¬ки. Таким образом, только сформированность на¬выков контроля и оценки делают ученика субъектом учебной дея¬тельности, а оценку более объективной.
И неслучайно в рамках комплексного проекта модернизации образования ведется большая работа, в которой идет наработка системы оценки качества образования, вводятся системы единого тестирования на территории России – Единый государственный экзамен, внедряется независимая форма государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах, привлекается общественность к управлению образованием, создаются муниципальные экзаменационные, предметные, межшкольные и конфликтные комиссии. То есть, оценивание выноситься за пределы отношений учитель – ученик, и оценка в этой ситуации уже становиться более объективной и независимой.
Я считаю, что объективно оценить детей на данный момент нельзя. Это миф. Нужно менять систему оценивания с 5-бальной на 12 бальную систему. Тогда будет реально оценить ребёнка.
Категория: Мои статьи | Добавил: Натали (01.02.2017)
Просмотров: 1595 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz