Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для: • получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия тре¬бованиям образовательных стандартов; • выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя; • установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса. Основой объективной оценки подготовки обучающихся являются Федеральные государственные стандарты. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий). Система оценивания по стандартам построена на следующих принципах: 1. Оценивание является постоянным процессом, интегрированным в учебный процесс 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты обучения 3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и учителю и детям, и даже вырабатываются совместно с детьми 4. Оценивание выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Система оценивания сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников. Согласно ФГОС, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)» На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль. Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Я применяю ее как «накопление оценок» следующим образом: - пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Я засчитываю любую форму работы: чтение, составление вопросов, работа по карте, знание определений и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла; - на каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения терминов, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.; - почти каждый урок я выборочно просматриваю рабочие тетради учащихся и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль); - за выполнение практических работ. Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем. Особо хочется отметить такую форму оценивания, как тестирование: текущее, промежуточное, предварительное и итоговый контроль. Предлагаю разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом. Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие. Я очень часто использую метод самоконтроля или взаимоконтроля. Этот метод имеет ряд серьезных преимуществ: - объективность (отсутствует субъективнее мнение педагога); - позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся; - позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок; - экономит время учителя; - развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать; - развивает интерес к предмету. Формой внешнего контроля является ОГЭ и Единый Государственный экзамен. Такой контроль позволяет на основе единой критериальной базы провести экспертизу сформированности коммуникативной компетентности выпускников. В заключение хочется отметить, что у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но, по моему мнению, их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене. Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.