На современном этапе, как показал анализ школьной практики, в школу необходимо внедрять инновационные подходы к обучению, отвечающие современным условиям и способствующие оптимальному решению ряда проблем, возникающих в образовании [Закон РФ]. Считается, что именно инновационный подход к организации обучения — это одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Один из таких подходов - исследовательская деятельность учащихся и её организация как на уроке, так и во внеурочное время [Хуторской 2005,Электронный ресурс]. Именно исследовательская деятельность способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, закреплённых в ФГОС. А развить их учащийся сможет лишь тогда, когда научится самостоятельно добывать знания и совершенствовать их. Работая с информацией в различных областях, учащиеся приобретают новые навыки, которые для них гораздо важнее прочности приобретаемых знаний [ФГОС].
Организация исследовательской деятельности поможет решить многие проблемы и задачи современного образования:
- формирование исследовательской компетентности;
- развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации;
- преодоление проблемы включенности каждого в деятельность;
- профессиональное самоопределение школьников и мн. др.
Поэтому исследовательская деятельность учителей и учащихся в современной школе должна занимать значительное место. Но, по мнению Халатян К.А., исследование является достаточно непростым видом деятельности и для учащихся, и для педагогов. Она согласна с мнениями современных исследователей в том, что исследовательская деятельность является творческой деятельностью, обуславливающей не только усвоение школьником определенного набора знаний и исследовательских умений, но и формирование индивидуального творческого потенциала[Халатян 2011: 23].
Методологическим основанием организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время является системно - деятельностный подход, который предполагает развитие таких качественных характеристик личности как инициатива, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, а также раскрытие личностного потенциала школьника, что является главной стратегией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Бовть 2016:140-143; Далингер 2012: 19-22].
Деятельностный подход в образовании предполагает, что центральной категорией учебно-познавательного процесса является деятельность. Ефимова Т.М. говорит о том, что теперь учащийся не получает готовых знаний, но приобретает их в процессе собственной активной познавательной, поисковой, исследовательской деятельности [Ефимова 2015: 21-24]. Преимуществом
системно- деятельностного подхода является его органичное сочетание с современными педагогическими технологиями, в частности, с исследовательской деятельностью учащихся.
Лобузнова Е.Н. считает, что исследовательская деятельность учащихся призвана не только для развития их исследовательских умений, но и для формирования фундамента мировоззрения современного человека; она способна обеспечить обретение молодым поколением культурных ценностей через вхождение в культуру научных сообществ [Лобузнова, Электронный ресурс].
Каждый ребёнок от природы наделён склонностью познавать и исследовать окружающий мир. Поэтому нужно организовывать исследовательскую деятельность так, чтобы она способствовала развитию у учащихся необходимых для этого умений и навыков. Но сначала необходимо привить школьникам интерес к исследованию и вооружить их методами научно – исследовательской работы. Затем учащихся нужно постепенно подвести к пониманию того, что они собираются исследовать, а потом уже можно создавать и разрабатывать исследовательские работы и проекты. На мой взгляд, основной тезис понимания исследовательской деятельности заключается в следующих словах: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».
Исследовательской деятельностью с учащимися занимаюсь уже девять лет.
Начинала эту работу, не зная практически ничего ни о методике, ни о написании исследовательских работ. Пришлось знакомиться с методической литературой. Но большую методическую помощь в организации исследовательской деятельности оказало участие в школьной и муниципальной конференции «В науку первые шаги», в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах, связанных с творчеством и жизнью писателей и поэтов. В результате был собран методический материал, который помогает правильно организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Работу по организации исследовательской деятельности я начала с проведения дополнительных занятий и кружковой работы, преследуя при этом цель: привить интерес к русскому языку и литературе. Задания, которые предлагались учащимся на выбор, носили частично – поисковый характер. Главное – ребят заинтересовать, а дальше они сами будут стремиться найти что – то самостоятельно. Совместный анализ результатов поиска проводила таким образом, чтобы учащиеся засомневались и высказали собственные предположения, которые нужно уточнить. Это вызывало у них желание узнать всё самим из различных источников информации. Так постепенно мы подошли к исследовательской деятельности.
Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность, нужно учитывать мотивы участников этой деятельности, определив при этом ключевые слова для учащихся, для учителя и для участников научно – практической конференции. Нужно также подумать над особенностями выбранной темы, решить, какую
часть работы будут делать самостоятельно, а какую - вместе с учителем. Следует также предложить им ответить на ряд вопросов: «Почему?», «Что из этого следует?», «Что можно ожидать при условии..?».
При организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся важным моментом является определение этапов, в последовательность которых можно вносить изменения, связанные с процессом прохождения исследования, с его условиями, со своеобразием объекта исследования, степенью осознанности результата всеми участниками исследования, наличием определённых знаний и умений у учащихся.
Одним из сложных моментов в организации исследовательской деятельности как технологического процесса, является создание условий, которые заинтересуют учащихся и вызовут у них желание заниматься исследовательской деятельностью. А если желание появилось, то начатый процесс будет завершён, и ничто ему не помешает.
Участие во внеурочной исследовательской деятельности, конечно, дело
добровольное. Но иногда учащихся можно просто привлечь. И средствами привлечения, на мой взгляд, можно считать:
- посещение сельской поселенческой библиотеки;
- проведение экскурсий, встреч, бесед;
- участие в работе школьного краеведческого музея;
- участие в школьных, муниципальных, областных научно-исследовательских конференциях и конкурсах «В науку первые шаги», «Путь к успеху», «Отечество».
Об успешности исследовательской деятельности следует говорить лишь тогда, когда соблюдены условия:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- подтверждение исходных данных.
В организации исследовательской деятельности я придерживаюсь определённой методики.
В процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются такие способности и умения, как:
- инициатива, самостоятельность, ответственность и организованность;
- умение систематизировать и закреплять полученные знания и навыки;
- способность находить и использовать источники для углубления знаний;
- умение применять знания;
- умение пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией;
- способность пользоваться современной техникой.
Говоря о практической направленности исследовательской деятельности, хочу отметить следующее:
- школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
- появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;
- есть возможность представить свои работы для участия в межшкольных, муниципальных и областных конференциях и конкурсах;
- учащиеся имеют возможность познакомиться с исследовательскими работами своих сверстников и расширить свой кругозор.
В любом деле должна присутствовать определённая система, которая поможет добиться положительных результатов. Сложилась такая система и по организации исследовательской деятельности, которой придерживаюсь и я
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор. Они научились правильно составлять рефераты; достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.
В рамках внеурочной исследовательской деятельности учащимися были выполнены исследовательские работы и два социального проекта.
Участие в исследовательской деятельности даёт возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя, пережить радость достижения. А создание каждому учащемуся ситуации успеха - один из главных смыслов моей работы как педагога по организации исследовательской деятельности учащихся в школе.
|