Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 22:31

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

На современном этапе, как показал анализ школьной практики, в школу необходимо внедрять инновационные подходы к обучению, отвечающие современным условиям и способствующие оптимальному решению ряда проблем, возникающих в образовании [Закон РФ]. Считается, что именно инновационный подход к организации обучения — это одно из приоритетных направлений образования нового поколения. Один из таких подходов - исследовательская деятельность учащихся и её организация как на уроке, так и во внеурочное время [Хуторской 2005,Электронный ресурс]. Именно исследовательская деятельность способствует формированию и развитию универсальных учебных действий, закреплённых в ФГОС. А развить их учащийся сможет лишь тогда, когда научится самостоятельно добывать знания и совершенствовать их. Работая с информацией в различных областях, учащиеся приобретают новые навыки, которые для них гораздо важнее прочности приобретаемых знаний [ФГОС].

Организация исследовательской деятельности поможет решить многие проблемы и задачи современного образования:

  • формирование исследовательской компетентности;
  • развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации;
  • преодоление проблемы включенности каждого в деятельность;
  • профессиональное самоопределение школьников и мн. др.

Поэтому исследовательская деятельность учителей и учащихся в современной школе должна занимать значительное место. Но, по мнению Халатян К.А., исследование является достаточно непростым видом деятельности и для учащихся, и для педагогов. Она согласна с мнениями современных исследователей в том, что исследовательская деятельность является творческой деятельностью, обуславливающей не только усвоение школьником определенного набора знаний и исследовательских умений, но и формирование индивидуального творческого потенциала[Халатян 2011: 23].

Методологическим основанием организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время является системно - деятельностный подход, который предполагает развитие таких качественных характеристик личности как инициатива, самостоятельность, дисциплинированность и ответственность, а также раскрытие личностного потенциала школьника, что является главной стратегией Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Бовть 2016:140-143; Далингер 2012: 19-22].

Деятельностный подход в образовании предполагает, что центральной категорией учебно-познавательного процесса является деятельность. Ефимова Т.М. говорит о том, что теперь учащийся не получает готовых знаний, но приобретает их в процессе собственной активной познавательной, поисковой, исследовательской деятельности [Ефимова 2015: 21-24]. Преимуществом

системно- деятельностного подхода является его органичное сочетание с современными педагогическими технологиями, в частности, с исследовательской деятельностью учащихся.

Лобузнова Е.Н. считает, что исследовательская деятельность учащихся призвана не только для развития их исследовательских умений, но и для формирования фундамента мировоззрения современного человека; она способна обеспечить обретение молодым поколением культурных ценностей через вхождение в культуру научных сообществ [Лобузнова, Электронный ресурс].

Каждый ребёнок от природы наделён склонностью познавать и исследовать окружающий мир. Поэтому нужно организовывать исследовательскую деятельность так, чтобы она способствовала развитию у учащихся необходимых для этого умений и навыков. Но сначала необходимо привить школьникам интерес к исследованию и вооружить их методами научно – исследовательской работы. Затем учащихся нужно постепенно подвести к пониманию того, что они собираются исследовать, а потом уже можно создавать и разрабатывать исследовательские работы и проекты. На мой взгляд, основной тезис понимания исследовательской деятельности заключается в следующих словах: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

Исследовательской деятельностью с учащимися занимаюсь уже девять лет.

Начинала эту работу, не зная практически ничего ни о методике, ни о написании исследовательских работ. Пришлось знакомиться с методической литературой. Но большую методическую помощь в организации исследовательской деятельности оказало участие в школьной и муниципальной конференции «В науку первые шаги», в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах, связанных с творчеством и жизнью писателей и поэтов. В результате был собран методический материал, который помогает правильно организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Работу по организации исследовательской деятельности я начала с проведения дополнительных занятий и кружковой работы, преследуя при этом цель: привить интерес к русскому языку и литературе. Задания, которые предлагались учащимся на выбор, носили частично – поисковый характер. Главное – ребят заинтересовать, а дальше они сами будут стремиться найти что – то самостоятельно. Совместный анализ результатов поиска проводила таким образом, чтобы учащиеся засомневались и высказали собственные предположения, которые нужно уточнить. Это вызывало у них желание узнать всё самим из различных источников информации. Так постепенно мы подошли к исследовательской деятельности.

Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность, нужно учитывать мотивы участников этой деятельности, определив при этом ключевые слова для учащихся, для учителя и для участников научно – практической конференции. Нужно также подумать над особенностями выбранной темы, решить, какую

часть работы будут делать самостоятельно, а какую - вместе с учителем. Следует также предложить им ответить на ряд вопросов: «Почему?», «Что из этого следует?», «Что можно ожидать при условии..?».

При организации внеурочной исследовательской деятельности учащихся важным моментом является определение этапов, в последовательность которых можно вносить изменения, связанные с процессом прохождения исследования, с его условиями, со своеобразием объекта исследования, степенью осознанности результата всеми участниками исследования, наличием определённых знаний и умений у учащихся.

Одним из сложных моментов в организации исследовательской деятельности как технологического процесса, является создание условий, которые заинтересуют учащихся и вызовут у них желание заниматься исследовательской деятельностью. А если желание появилось, то начатый процесс будет завершён, и ничто ему не помешает.

Участие во внеурочной исследовательской деятельности, конечно, дело

добровольное. Но иногда учащихся можно просто привлечь. И средствами привлечения, на мой взгляд, можно считать:

  • посещение сельской поселенческой библиотеки;
  • проведение экскурсий, встреч, бесед;
  • участие в работе школьного краеведческого музея;
  • участие в школьных, муниципальных, областных научно-исследовательских конференциях и конкурсах «В науку первые шаги», «Путь к успеху», «Отечество».

Об успешности исследовательской деятельности следует говорить лишь тогда, когда соблюдены условия:

  • личный интерес учащегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • подтверждение исходных данных.

В организации исследовательской деятельности я придерживаюсь определённой методики.

В процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются такие способности и умения, как:

  • инициатива, самостоятельность, ответственность и организованность;
  • умение систематизировать и закреплять полученные знания и навыки;
  • способность находить и использовать источники для углубления знаний;
  • умение применять знания;
  • умение пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией;
  • способность пользоваться современной техникой.

Говоря о практической направленности исследовательской деятельности, хочу отметить следующее:

  • школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
  • появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;
  • есть возможность представить свои работы для участия в межшкольных, муниципальных и областных конференциях и конкурсах;
  • учащиеся имеют возможность познакомиться с исследовательскими работами своих сверстников и расширить свой кругозор.

В любом деле должна присутствовать определённая система, которая поможет добиться положительных результатов. Сложилась такая система и по организации исследовательской деятельности, которой придерживаюсь и я

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор. Они научились правильно составлять рефераты; достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.

В рамках внеурочной исследовательской деятельности учащимися были выполнены исследовательские работы и два социального проекта.

Участие в исследовательской деятельности даёт возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя, пережить радость достижения. А создание каждому учащемуся ситуации успеха - один из главных смыслов моей работы как педагога по организации исследовательской деятельности учащихся в школе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Натали (05.12.2018)
Просмотров: 500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz