Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 01:30

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тезисы исследовательской работы «Слова – «паразиты» в речи учащихся и жителей нашего села»

Мы постоянно общаемся друг с другом, слышим речь других, но обращаем ли мы внимание на то, как говорим сами или окружающие нас люди? Наша речь постоянно изменяется, а за последние годы произошли изменения в худшую сторону. В школе мы знакомимся с нормами литературного языка как образца правильного говорения. Но иногда мы сознательно пользуемся другим языком, свободным от норм. Нам стало интересно, отчего это происходит? От чего зависит? Как с этим бороться? Поэтому мы решили выяснить, что же представляют собой эти лишние слова, ставшие «паразитами», как они появляются, когда и где употребляются.

Эти вопросы мы посчитали актуальными, потому что в нашем языке такие слова, совсем не нужные в употреблении, стали играть большую роль, отчего речь становится сухой, маловыразительной. Речь современных школьников и взрослых часто бывает украшена словами - «паразитами». В связи с этим возникла проблема очищения языка, которая в последнее время обращает пристальное внимание на культуру речи в нашем обществе и становится одной из главных. Слова – «паразиты» засоряют наш русский язык, и с этим явлением ним нужно вести борьбу. Поэтому в качестве исследования была выбрана тема «Слова – «паразиты» в речи учащихся и жителей нашего села».

Целью нашего исследования стало выяснение причин употребления в речи слов – «паразитов».

Для решения заявленной цели мы сформулировали задачи:

  • познакомиться с определением слов – «паразитов»;

  • выяснить функции слов – «паразитов»;

  • проверить знания учащихся школы и жителей села о словах- «паразитах»;

  • исследовать речь жителей села и учащихся;

  • выявить «паразитов», наиболее употребляемых учащимися и жителями села;

  • предложить примерные рекомендации как работать над своей речью.

Объектом исследования стала речь учащихся и жителей д. Васильевка, а

предметом исследования - слова- «паразиты», которые мы слышим в речи людей.

Выдвинули гипотезу: речь обучающихся и односельчан пестрит словами – «паразитами» оттого, что они не слышат их в своей речи или не хотят бороться с засорённостью языка.

Для подтверждения гипотезы мы использовали различную литературу, наблюдали за речью учащихся и взрослых, проводили анкетирование, работали с текстами художественных произведений, анализировали полученные результаты.

Новизна нашего исследования состоит в том, что явление засоренности русского языка ненужными словами в нашей школе особо не рассматривалось, и соответственно никто выводы до нас по этой теме не делал.

Проанализировав литературу по теме, мы выяснили, что слова- «паразиты» относят к лингвистическому явлению, которое выражается в употреблении слов, лишённых всякого смысла. «Паразиты» могут «приклеиваться» к людям настолько сильно, что человек будет их повторять в больших выступлениях и даже в маленьких высказываниях. Это приводит к непониманию сказанного и портит имидж говорящего. Если слово или какую – то фразу повторить несколько раз подряд, то, конечно, она потеряет всякий смысл. Вины слов в этом нет. Их очень полюбили люди и употребляют в речи, не задумываясь, к месту это или нет. Используются такие слова больше всего людьми с бедным словарным запасом. Иногда употреблять слова – «паразиты» становится модно. Тогда их используют даже те люди, у которых проблем с речью нет. Многие употребляют «паразитов» осознанно, преследуя при этом тактическую цель. Но иногда на наличие «паразитов» в речи сказывается взволнованность или растерянность людей. Часто человек может произносить их, если спешит что-то сказать. Нередко такие слова указывают на психологическое состояние людей, тем самым говоря о нервозности, беспокойстве, торопливости. Мы выяснили интересный факт: по словам – «паразитам», живущим в словарном запасе человека, можно судить о его видении мира, натуре, сущности мышления. Исследовав речь литературных героев, мы заметили, что употребляя слова данной группы для создания образа, писатели учитывали время написания произведения, возраст, профессию, место жительства героев.

Первым этапом нашей исследовательской работы явился сбор материала. Нами велось наблюдение за речью взрослых и учащихся. Интересно было услышать, как говорят во время уроков, на переменах, в неформальной обстановке. В результате была исследована речь 55 учащихся школы, 16 учителей, 5 работников культуры, 2 воспитателей детского садика и 8 рабочих. Собраны слова-«паразиты», используемые ими.

Наблюдения над речью школьников и жителей села показали, что «паразитами» становятся слова лишь только потому, что их часто употребляют в речи. Из-за этого они утрачивают своё исходное значение. К таким словам относятся вводные слова, частицы и слова, перешедшие в их разряд, из других частей речи. Отмечается, что это слова с ослабленным лексическим значением.

К словам-«паразитам» примыкают и некоторые звуки, часто употребляемые в речи. Это звуки - «паразиты»: «мэ - э», «а-аа».

К словам – «паразитам» ещё относятся слова, начинающиеся на букву«ё»: «ёлы-палы, «ёмасэ», «ёшкин кот» и слова с уменьшительно – ласкательным значением, выступающие в роли обращений, типа «Кисонька», «Зая», «Малышка», получившие название обращения– «паразиты».

Анализируя употребление словесных «паразитов» в речи учащихся, мы отметили, что «блин» или «чёрт» учащиеся употребляют для эмоциональности речи, а слово «короче» - для ускорения . Чтобы потянуть время на уроке или заполнить возникшие паузы, отвечая на заданный учителем вопрос, ученики тянут «ну», «вот», «это самое». Учитывая этот факт, мы создали классификацию слов – «паразитов», часто употребляемых школьниками во время разговора. Оказалось, что чаще всего используют их для формирования высказывания и передачи эмоций. На основании собранного материала мы выявили наиболее употребляемые школьниками и жителями села слова – «паразиты» и составили частотный словарь. Таким образом, мы пришли к выводу, что чаще всего учащимися нашей школы употребляются слова «ну», «короче», «блин». Интересен тот факт, что среди выявленных слов слово «ну» в речи ребят занимает 5,4 % всех слов- «паразитов», слово «короче» -4,3%, слово «блин» -3,9 % . А у жителей села самыми употребляемыми являются слова «вот», «блин», «короче», «как его там», «ну», «это» .

Проведённое исследование позволяет утверждать, что у 98% учащихся и 75% жителей нашего села речь достаточно сильно засорена словесными «паразитами».

На втором этапе мы продолжили исследование через анкетирование, в котором приняли участие 55 учащихся 5 - 9 классов нашей школы и 30 жителей села. Анкетирование требовало от ребят ответов на вопросы, с помощью которых мы определили, насколько информированы они по данной теме и как оценивают тот факт, что в речи у них присутствуют слова - «паразиты». А ответы жителей села помогли нам тоже понять, как часто они используют в своей речи такие слова и как они к этому относятся.

Проведённое анкетирование показало, что многие, зная о существовании слов-«паразитов» в своей речи, их не замечают, а некоторые и вовсе не понимают, зачем их нужно искоренять из языка. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Полученные результаты оказались интересными. Мы выяснили, что большинство опрошенных среди учащихся и среди односельчан употребляют частицу «ну» и слово «блин». Слова «понимаете», «так сказать» замечают меньше всего. А слово «короче» для всех опрошенных стало настолько модным, что его в устной речи не замечает никто. Хотя при исследовании речи учащихся мы выявили, что частота употребления слова «короче» составила 52 раза, а это 4,8% от всех произнесенных слов-«паразитов». Из проведённого нами исследования мы также можем предположить, что девочкам присущи свои слова, мальчикам – свои. Причём девочки не скрывают этого, а мальчики не хотят честно отвечать, либо они их попросту не замечают.

На основании проведённого нами исследования мы сделали вывод:

  • от частого употребления в речи слова становятся «паразитами»;

  • утратив первоначальное значение, они выступают связками для слов и выражений;

  • слова - «паразиты» – вредное языковое явление, негативно влияющее на речь.

  • слова - «паразиты», мы делаем речь трудной для восприятия другим человеком. Поэтому от них необходимо избавляться. Для борьбы с ними нужно объединить наши усилия и следить за тем, как говорим мы сами и как говорят окружающие. А для начала мы предлагаем памятку и буклет, которые помогут беречь чистоту речи.

Мы считаем, что над этой проблемой нужно задуматься каждому из нас. Если это произойдёт, то успех будет гарантирован.

И.С.Тургенев призывал нас «беречь, как святыню, чистоту русского языка, который настолько «богат и гибок», что нам не нужно ничего лишнего. Об этом надо помнить всегда, чтобы сохранить этот призыв на века.

Считаем, что наша исследовательская работа может быть использована на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, на занятиях факультатива «Культура речи».

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Натали (14.08.2018)
Просмотров: 1662 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz