Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 08.02.2025, 01:56

Сайт учителя русского языка и литературы

Меню сайта
Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на родительском собрании

Способности ребёнка и их развитие

 Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формируются в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

     Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

     Свободное время…  Как часто слышим мы это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас его было побольше,  считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени.

На что же тратят свое свободное время подростки. Данные статистики следующие:

  • 25% ребят гуляют на улице с друзьями;
  • 18% слушают музыку или смотрят телевизор и играют в компьютерные игры;
  • 15% читают или трудятся по дому;
  • 14% посещают кружки и секции. 

    Телевизор и компьютер занимают большое место в сфере досуга подростков. Но ребенок не должен работать на компьютере более 1,5–2  часов в день, не должен играть в компьютерные игры перед сном.

     Иногда мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время тоже надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. Здесь мы не можем не вспомнить о роли и примере родителей.

    К сожалению, современные исследования показывают, в наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Так, например, отцы тратят на воспитание детей 9,6% своего свободного времени, что составляет 21 минуту, а в воскресенье количество времени возрастает до 35 минут. По данным еще одного

исследования получилось, что доля свободного времени, затраченного родителями на общение, воспитание детей и занятия с ними в течение недели составляет 8-9 часов у матерей и 6 часов у отцов.

Есть о чем задуматься.

    В заключение хочется привести слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока: « Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование монет, помогают сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

    Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Однако педагог по-разному относится к их ответам: одного хвалит, другим недоволен. «У них различные способности, – объясняет он. – Второй учащийся мог ответить лучше». Двое поступают в институт. Один выдерживает экзамены, другого постигает неудача. Свидетельствует ли это, что у одного из них  больше способностей? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет выяснено, сколько времени затратил на подготовку каждый ученик. Одним лишь фактом успеха способности не определяются.

     Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

    Способности – это такие качества, которыми отличается один человек от другого.

    Между тем данные психологических исследований свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший, в результате обучения начинает быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности. Проявляясь в овладении знаниями, умениями и навыками, способности в то же время к знаниям и умениям не сводятся.

    Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу.

    Способности выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. Например: будут ли окружающие люди заинтересованы в том, чтобы  человек овладел этими знаниями и умениями.

    Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность.

    Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента.

    Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой

деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

    Нельзя утверждать, что у ребенка нет способностей, на том лишь основании, что у него нет еще в наличии необходимых умений и навыков, прочных знаний. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесло ему заслуженную славу. Альберт Энштейн в средней школе считался весьма заурядным учеником, и ничего, казалось бы, не предвещало его грядущей гениальности.

    Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, как таковых, а в том, насколько при равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями. Именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают право говорить о способностях.

     Если личные качества человека отвечают требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении какого-то времени, то это дает основание говорить о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при таких же условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие способностей. Это не означает, что человек вообще не может овладеть необходимыми умениями, а лишь то, что процесс усвоения затянется, потребует значительных усилий и времени педагогов, чрезвычайного напряжения сил при сравнительно скромных результатах. Это не исключает также и того, что способности могут со временем развиться.

    Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формируются в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

    Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

    В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие способности проявляются во многих видах и областях деятельности. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности, например к языкам, математические, технические и т.д.

     Способности детей, в том числе самые выдающиеся, не являются чем-то раз и навсегда данным. Можно научиться лучше или хуже проявлять свои способности. А для этого важно помнить правило: «Верь в себя и  свои возможности». Не менее важную роль в развитии способностей играет создание соответствующего психологического климата в школе и семье.

     Важен положительный эмоциональный настрой, а также личный пример взрослого. Если мама или папа чем-то увлекаются, находя в этом радость, то и ребенок видит в этом радость.

     Вера в успех, чувство радости, возможность развивать интересы в зависимости от индивидуальности – все это имеет смысл и перспективу лишь в том случае, если у ребенка есть цель, ради которой он стремится к развитию способностей. Цель эта может быть нереалистичной, как это часто бывает у подростков, однако лишь наличие главных жизненных целей является первейшим условием развития способностей.

 

 

Проблема развития способностей. Роль наследственных механизмов.

Факты, свидетельствующие о врожденности способностей:

1.       их раннее появление;

2.       повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);

  1. Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях:

a.       деятельность выдающихся педагогов;

b.      факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей;

c.       экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

 

Роль среды и социального окружения.

Перед родителями и учителями очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.
Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями. Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).
Выделяют два уровня развития способностей - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек "переходит" с одного уровня на другой. Подведем некоторые итоги. Существуют некоторые природные предпосылки способностей – задатки. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был "вклад" задатка. Пока нет способов узнать меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка.
Проблематика измерения способностей является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды 6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности.
Диагностика умственных способностей человека традиционно связано с понятием интеллекта. 1. Интеллект как способность к обучению. 2. Интеллект как способность оперировать абстрактными символами и отношениями. 3. Интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Натали (01.08.2016)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [61]
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz